3.2. Влияние количества и порядка рождения детей в семье
на выраженность личностных качеств и эгоцентризма старших школьников
Для изучения влияния количества и порядка рождения детей
в семье на выраженность личностных качеств и эгоцентризма старших школьников в
нашем исследовании мы воспользовались методом двухфакторного дисперсионного
анализа. Рассмотрим результаты статистической обработки и проанализируем
полученные данные (Приложение???, Таблица10).
Представим данные графически, в виде гистограммы, которые отражены в рис. 3, 4.
Рис.3 Графические показатели по результатам
дисперсионного анализа по показателю «Эгоистические интересы»
По рисунку 3 мы видим, что порядок рождения влияет на
показатель «эгоистические интересы» (F=5,531, P>0,01). Наиболее выражены эгоистические интересы у
детей, являющихся единственными в семье, тогда как у старших детей в семье они
менее всего выражены.
Ориентация на
личные (эгоистические интересы) у единственных детей в семье связывается с преобладанием мотивов
собственного благополучия. Во взаимодействии с окружающими ими преследуются
цели удовлетворения личных потребностей и притязаний; интересы и ценности
сверстников, родителей чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом
контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной
адаптации.
Низкие показатели средних значений у старших
детей в семье объясняется тем, что эти дети добросовестны, серьезны,
ответственны. На старших детей, чаще всего, ложится ответственность за своих
младших братьев и сестер, они являются помощниками своих родителей, им раньше
всех приходиться взрослеть и выполнять обязанности взрослых, которые возлагают
на них родители.
У младших и средних детей показатель
эгоистических интересов не высок. Многие исследователи (А.Адлер, Т.Пашукова)
отмечают в своих работах, что младшие дети в семье эгоцентричны. В нашем
исследовании получается, что у этих детей эгоистические интересы низкие. Это
объясняется, скорее всего, с тем, что у детей в возрасте 16-17 лет меняются
интересы, они хотят отгородиться от взрослых. Младшие дети хотят стать независимыми.
|