Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Апалеева М.Ю. Восприятие своей и других этнических групп детьми дошкольного возраста
ВОСПРИЯТИЕ СВОЕЙ И ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  
Апалеева Марина Юрьевна Научный руководитель: Сайфутдиярова Е.Ф., к.психол.н., доцент г.Бирск, Бирская государственная социально-педагогическая академия  

    В социальной психологии процесс восприятия людьми друг друга, формирование отношения к личности другого составляет перцептивную сторону общения. Отношение индивида к другому формируется на основе его представлений о том, как он выглядит в глазах своего партнера по общению. Значительное влияние на становление межличностных отношений между людьми оказывают активно действующие в данный момент стереотипы, представляющих собой упрощенный образ другого, возникший на основе отрывочных, поверхностных представлений.
    В рамках нашего исследования мы хотим рассмотреть проблему формирования у детей представлений о себе и представителях других этнических групп на основе сказочного материала, как наиболее доступного для понимания детей дошкольного возраста.
    Для изучения особенностей восприятия своей и  других этнических групп детьми дошкольного возраста нами было проведено исследование с  применением методика «Восприятие своей и других этнических групп детьми дошкольного возраста»[1].  Диагностическая процедура состоит из двух частей. На первом этапе диагностического исследования ребенку предлагается ответить на ряд вопросов с целью создания благоприятной диагностической обстановки и получения некоторых сведений о ребенке, его знаний о своей и других этнических группах. На втором этапе ребенку предъявляются иллюстрации к сказкам (русской, татарской, башкирской, марийской, украинской) с изображением персонажей мужского и женского пола и предлагается определить какой они национальности и по каким признакам они определили их национальную принадлежность.
    В исследовании принимали участие 25 дошкольников, подготовительной группы дошкольного учреждения №11 г. Бирска, РБ.
    Результаты исследования показали что 100% дошкольников знают к какой национальной группе принадлежат они и их родители. Также 76% процентов детей знают свой родной язык, могут назвать 3-4 национальности, проживающие на территории Башкортостана. Наиболее часто перечисляемые национальности: русские, татары, мари, башкиры. Представители данных национальностей проживают на территории республики. На просьбу перечислить признаки, по которым можно определить национальность человека  только 4 дошкольника перечислили такие различительные признаки, как язык («Если человек говорит не по-русски, значит он другой национальности»),  цвет кожи («Татары темные»),  одежда («Татары носят на голове шапочку…»). Среди качеств своей нации в основном дети (всех национальностей) выделяют доброту, трудолюбие (назвал ребенок марийской национальности),  ум, силу (причисляют своей национальности русские дети). Некоторые называли отрицательные качества: «Татары вредные, злые…». Среди сказок, которые они читают сами, или которые им читают старшие, дети всех национальностей называют русские народные сказки («Репка», «Колобок», «Аленушка и братец Иванушка», «Машенька и медведь» и др.). Данные сказки изучаются по программе дошкольного образовательного учреждения и подробно обсуждаются на занятиях.
    Вторая часть методики вызвала у детей наибольшее затруднение. На вопрос об отношениях между персонажами сказок, изображенных на картинках, только 7 испытуемых смогли адекватно оценить их взаимоотношения. Некоторые дети, посмотрев на иллюстрацию к башкирской сказке, ответили, что здесь лица злые и что люди злятся друг на друга. В основном дети отвечали, что отношения между героями сказок добрые, хорошие. Также у ребят затруднение вызвал вопрос о том, к какой национальности относятся герои этих сказок. Дети не смогли назвать героев украинской народной сказки, путали русских и марийцев. В ходе исследования также выяснилось, что дети данного возраста еще не идентифицируют себя со своей нацией и со своими родителям. На вопрос о сходстве персонажей сказок с внешностью самого ребенка, все ответили, что ни один из героев не похож на них. То есть дошкольники, еще не способны по антропометрическим признакам определить национальную принадлежность человека. А на вопрос о внешнем сходстве персонажей сказки со своими родителями, отмечали лишь яркие заметные детали (длинные волосы, наличие усов, цвет глаз), которые не имеют отношения к отличительным национальным признакам.
    Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что дети дошкольного возраста еще не способны по антропометрическим признакам различать представителей той или иной национальности, их  идентификация с представителями своей этногруппы основаны на знании национальности своих родителей. Ж.Пиаже также отмечает, что в 6-7 лет у детей складывается лишь фрагментарное представление о своей этнической принадлежности. Однако следует отметить, что в дошкольном возрасте дети начинают выделять в качестве основных отличительных признаков между различными представителями этнических групп - язык, одежду и цвет кожи.
    Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме осуществляется благодаря активизации процесса формирования этнической идентичности подрастающей молодежи, которое, в свою очередь, осуществляется посредством их ознакомления с народными обычаями, традициями, передачей от старшего поколения, накопленного житейского и духовного опыта. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность ребенка была народная сказка.
    Восприятие других людей и отношение к ним также основано на понимании мотивов их поведения путем постановки себя на их место. Дети дошкольного возраста еще на способны встать на позицию другого человека и посмотреть на себя со стороны.  

Информация для ссылки: Апалеева М.Ю.  Восприятие своей и других этнических групп детьми дошкольного возраста// Научно-практическое исследование и проблемы современной молодежи: Труды II Молодежной научно – практической конференции. Т.4. Елабуга, 23 – 24 декабря 2010 г.Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010. - 299с. – С.143-146.  

[1]  Данная методика находится на стадии апробации ее автором Сайфутдияровой Е.Ф.  
Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (12.11.2011)
Просмотров: 1069 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: