ВОСПРИЯТИЕ СВОЕЙ
И ДРУГИХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Апалеева Марина
Юрьевна
Научный руководитель:
Сайфутдиярова Е.Ф., к.психол.н., доцент
г.Бирск,
Бирская государственная социально-педагогическая академия
В
социальной психологии процесс восприятия людьми друг друга, формирование
отношения к личности другого составляет перцептивную сторону общения. Отношение
индивида к другому формируется на основе его представлений о том, как он
выглядит в глазах своего партнера по общению. Значительное влияние на
становление межличностных отношений между людьми оказывают активно действующие
в данный момент стереотипы, представляющих собой упрощенный образ другого,
возникший на основе отрывочных, поверхностных представлений.
В
рамках нашего исследования мы хотим рассмотреть проблему формирования у детей
представлений о себе и представителях других этнических групп на основе
сказочного материала, как наиболее доступного для понимания детей дошкольного
возраста.
Для
изучения особенностей восприятия своей и
других этнических групп детьми дошкольного возраста нами было проведено
исследование с применением методика
«Восприятие своей и других этнических групп детьми дошкольного возраста»[1]. Диагностическая процедура состоит из двух
частей. На первом этапе диагностического исследования ребенку предлагается
ответить на ряд вопросов с целью создания благоприятной диагностической
обстановки и получения некоторых сведений о ребенке, его знаний о своей и
других этнических группах. На втором этапе ребенку предъявляются иллюстрации к
сказкам (русской, татарской, башкирской, марийской, украинской) с изображением
персонажей мужского и женского пола и предлагается определить какой они национальности
и по каким признакам они определили их национальную принадлежность.
В
исследовании принимали участие 25 дошкольников, подготовительной группы
дошкольного учреждения №11 г. Бирска, РБ.
Результаты
исследования показали что 100% дошкольников знают к какой национальной группе
принадлежат они и их родители. Также 76% процентов детей знают свой родной
язык, могут назвать 3-4 национальности, проживающие на территории
Башкортостана. Наиболее часто перечисляемые национальности: русские, татары,
мари, башкиры. Представители данных национальностей проживают на территории
республики. На просьбу перечислить признаки, по которым можно определить
национальность человека только 4
дошкольника перечислили такие различительные признаки, как язык («Если человек
говорит не по-русски, значит он другой национальности»), цвет кожи («Татары темные»), одежда («Татары носят на голове шапочку…»).
Среди качеств своей нации в основном дети (всех национальностей) выделяют
доброту, трудолюбие (назвал ребенок марийской национальности), ум, силу (причисляют своей национальности
русские дети). Некоторые называли отрицательные качества: «Татары вредные,
злые…». Среди сказок, которые они читают сами, или которые им читают старшие,
дети всех национальностей называют русские народные сказки («Репка», «Колобок»,
«Аленушка и братец Иванушка», «Машенька и медведь» и др.). Данные сказки изучаются
по программе дошкольного образовательного учреждения и подробно обсуждаются на
занятиях.
Вторая
часть методики вызвала у детей наибольшее затруднение. На вопрос об отношениях
между персонажами сказок, изображенных на картинках, только 7 испытуемых смогли
адекватно оценить их взаимоотношения. Некоторые дети, посмотрев на иллюстрацию
к башкирской сказке, ответили, что здесь лица злые и что люди злятся друг на
друга. В основном дети отвечали, что отношения между героями сказок добрые,
хорошие. Также у ребят затруднение вызвал вопрос о том, к какой национальности
относятся герои этих сказок. Дети не смогли назвать героев украинской народной
сказки, путали русских и марийцев. В ходе исследования также выяснилось, что
дети данного возраста еще не идентифицируют себя со своей нацией и со своими
родителям. На вопрос о сходстве персонажей сказок с внешностью самого ребенка,
все ответили, что ни один из героев не похож на них. То есть дошкольники, еще
не способны по антропометрическим признакам определить национальную
принадлежность человека. А на вопрос о внешнем сходстве персонажей сказки со
своими родителями, отмечали лишь яркие заметные детали (длинные волосы, наличие
усов, цвет глаз), которые не имеют отношения к отличительным национальным
признакам.
Таким
образом, в ходе исследования было выявлено, что дети дошкольного возраста еще
не способны по антропометрическим признакам различать представителей той или
иной национальности, их идентификация с
представителями своей этногруппы основаны на знании национальности своих
родителей. Ж.Пиаже также отмечает, что в 6-7 лет у детей складывается лишь
фрагментарное представление о своей этнической принадлежности. Однако следует
отметить, что в дошкольном возрасте дети начинают выделять в качестве основных
отличительных признаков между различными представителями этнических групп -
язык, одежду и цвет кожи.
Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что
сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем
социуме осуществляется благодаря активизации процесса формирования этнической
идентичности подрастающей молодежи, которое, в свою очередь, осуществляется
посредством их ознакомления с народными обычаями, традициями, передачей от
старшего поколения, накопленного житейского и духовного опыта. Одной из самых
эффективных форм педагогического воздействия на личность ребенка была народная
сказка.
Восприятие
других людей и отношение к ним также основано на понимании мотивов их поведения
путем постановки себя на их место. Дети дошкольного возраста еще на способны
встать на позицию другого человека и посмотреть на себя со стороны.
Информация
для ссылки: Апалеева
М.Ю. Восприятие своей и других
этнических групп детьми дошкольного возраста// Научно-практическое исследование
и проблемы современной молодежи: Труды II Молодежной научно – практической конференции.
Т.4. Елабуга, 23 – 24 декабря 2010
г.Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2010. - 299с. –
С.143-146.
[1]
Данная методика находится на стадии апробации ее автором Сайфутдияровой
Е.Ф.
|