Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Чувашов А.В., Сайфутдиярова Е.Ф. ...особенности межличностных отношений младших школьников с близкими взрослыми и сиблингами

Чувашов А.В., Сайфутдиярова Е.Ф.

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Специфические особенности межличностных отношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста с близкими взрослыми и сиблингами  

      Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги: Г.А.Роков, В.П.Вахтерев, А.А.Реан, Я.Л. Коломинский, И.В.Дубровина, В.С.Мухина, М.В.Гамезо, Б.С.Волков.

     В последние годы значительно возрос научный интерес к теме влияния фактора пола на межличностные отношения индивида, что обусловлено современными требованиями индивидуального подхода к формированию личности с учетом психологической специфики пола ребёнка. От своевременности и полноты процесса освоения мужских и женских психологических черт, постижения половых ролей на каждом возрастном этапе и,  в частности, в младшем школьном возрасте, зависит уверенность человека в себе, цельность его переживаний, определённость установок и, в итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношения в семье, в коллективе.

     В ряде классических отечественных работ можно встретить обобщенный, «бесполый» анализ психологии поведения и отношений младшего школьника (П.П.Блонский, 1979; М.Я.Бассов, 1975). Подчеркивалось, что до тринадцати лет половой фактор «молчит» и дети общаются, не различая пол, что все возраста до подросткового являются нейтральными в отношении пола. Считалось также, что до подросткового возраста половые центры дифференцированы слабо, при этом младший школьный возраст считается самой мирной стадией, характеризующейся некоторым угасанием полового интереса.

     В настоящее время в психологии приоритет имеет другая точка зрения, согласно которой фактор пола оказывает влияние на развитие личности и формирование межличностных отношений в разные возрастные периоды, протекающие неоднозначно (Б.Г.Ананьев, 2001; Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, 1980; И.С.Кон, 1984;  М.Раттер, 1987; А.А.Реан, Я.Л.Соломинский, 1999 и др. ).  

     Способность строить конструктивные отношения со сверстниками как своего, так и противоположного пола и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы полоролевого поведения начинают складываться на ранних этапах онтогенетического развития личности. Сформированные способы полоролевого поведения помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаясь в широкую систему социальных отношений, осознавая себя и свое место в ней. В психологической литературе содержится достаточно большое количество работ, посвященных проблеме межличностных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова, Т.А.Репина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.), тогда как проблема половых различий во взаимоотношениях младших школьников является наименее изученной.

     Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу, строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности.

     Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер. Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в начальной школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией.  

     Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития ребенка младшего школьного возраста. Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу.

     В нашем эмпирическом исследовании мы рассмотрели половые различия во взаимоотношениях детей младшего школьного возраста в семье и школе. Мы предположили, что половые различия детей являются существенным компонентом, определяющим характер их взаимодействия (совместную деятельность и эмоционально-личностные отношения) с окружающими.

    В исследовании приняли участие  учащиеся 3 класса ( 9-10 лет) в количестве 22 человек.

    С целью изучения специфики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в связи с их половой принадлежностью мы использовали методики «Разноцветные домики» (разработка Н.И.Ганошенко и  И.В.Тихомировой), «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» и проективная методика Рене Жиля. В качестве статистических методов, позволяющих определить различия по исследуемым признакам у мальчиков и девочек мы применили U-критерий (Манна-Уитни) и анализ корреляционных связей у каждой группы в соответствии с их половой принадлежностью. В данной работе исходя из цели нашего исследования мы проанализировала корреляционные связи между показателями привязанности ребенка к близким родственникам с показателями отношения ребенка к окружающим его взрослых и сверстников.  

     Анализируя корреляционный связи между исследуемыми показателями у мальчиков и девочек мы обнаружили их преобладание у представителей мужского пола. В ходе исследования выявлено, что чем большую привязанность к бабушке испытывает мальчик, тем меньше он нуждается в общении с отцом и матерью, что отражается в его рисунках. Отец в этом случае пространственно располагается на более отдаленном расстоянии от домика ребенка (r=-0.676; p>0.01), либо вообще отсутсвует в его рисунках, причем, он меньше проявляет стремление к общению с ним (r=-0.703; p>0.007). А.Н.Веракса отмечает, что в зависимости от типов общения родителей с детьми ребенок способен выделять разные типы значимых для него людей: например, отец оказывается особенно значимым, как правило, в деловой сфере общения, а бабушка – в эмоциональной (2006).

     Недостаток общения с отцом мальчики компенсируют более близкими отношениями с дядей (r=0.648; p>0.02) или дедушкой        (r=-0.555; p>0.05), что отражается в изображении их домиков на более близком расстоянии в пространственном отношении к домику ребенка. Отсутствие тесных отношений с отцом может компенсироваться также более близкими отношениями мальчика с братом  и его стремления к интенсивному общению с ним (r=0.601; p>0.03), однако эффективность этих отношений во многом зависит от степени привязанности ребенка к матери (r=0.721; p>0.005). Полагаем, что от отношения матери к обоим сыновьям зависит уровень доброжелательности отношений между братьями.

     В ходе анализа корреляционных связей также было обнаружено, что мальчики, имеющие сестер, испытывают к ним привязанность, что отражается в их рисунках стремлением как можно ближе расположить их по отношению к себе (r=0.929; p>0.001), ярче украсить их домик наиболее предпочитаемыми цветами (r=0.754; p>0.003) и стремлением к более интенсивному с ними общению (r=0.824; p>0.001). Своему другу мальчики стараются угодить только в отношении цветовых предпочтений при разукрашивании их домиков (r=0.702; p>0.007), а пространственно могут располагать их как на близком, так и отдаленном  от себя расстоянии.

     Анализ корреляционных связей между показателями привязанности девочки с близкими и спецификой ее межличностных отношений с окружающими позволил выявить, что в младшем школьном возрасте они испытывают большую привязанность к бабушке, что довольно негативно отражается на взаимоотношениях ребенка с сиблингами (r=-0.899; p>0.02 – привязанность к брату; r=-0.878; p>0.02 – к сестре). Также обнаружено, что в данном возрасте девочки испытывают большую привязанность к отцу, чем мальчики, что проявляется в ее стремлении как можно больше общаться с ним (r=0.840; p>0.04), хотя уровень взаимопонимания с матерью для дочери все же более значим.    

     При рассмотрении различий по исследуемым показателям было выявлено, что девочки младшего школьного возраста более целенаправленно стремятся к общению с учителем (U=26.0; p>0.03) и проявляют большую любознательность (U=27.5; p>0.05), чем мальчики.

     Таким образом результаты исследования позволяют заключить, что взаимоотношения с окружающими у мальчиков и девочек младшего школьного возраста значительно различаются. Мальчики испытывают большую привязанность к своим близким и испытывают потребность в заботе с их стороны, более доброжелательны по отношению к сиблингам. Девочки начинают диффиренцировать роль родителей  по отношению к себе, испытывают ревность по отношению к сиблингам, в связи с чем, ограничиваются лишь формальными отношениями с ними. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (19.01.2011)
Просмотров: 2855 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: