Источник: Психология глазами студентов : Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2010 г. / Отв. ред. В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. – 246 с.- С.23-25.
На сегодняшний день
признается существование не только своей, но и иной культуры. Но часто под
диалогом культур скрывается лишь подчеркивание уникальности своей культуры. Каков
будет человек в обществе: терпимый к другому, ответственный, альтруистичный или
жестокий, агрессивный и воинственный…
«Толерантность» (от
латинского tolerantia – терпение) связывается с терпимостью, снисходительностью к
кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставлять другому человеку
свободу мысли и действий.
На мой взгляд, слово
”терпимость” и ”толерантность” не являются в полной мере синонимами. Толерантность
– более глубокое понятие, означающее не только терпение, но и признание, принятие
и понимание другой культуры. В широком смысле значение слова «толерантность»
трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапозон сохранения различий
популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный
эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих
различными возможностями развития» (И.В.Авакумова, П.Н.Ермаков, 2003).
Толерантность можно
рассматривать в различных аспектах. Социальная толерантность – терпимое
отношение к членам других социальных групп, их мнениям, взглядам, мировоззрению,
менталитету. Этническая толерантность – принятие и снисходительное отношение к
другим нациям, уважение их прав, недопустимость причинения им вреда, терпимость
к инакомыслию. Этническая толерантность выступает как разновидность социальной
толерантности, в которой акцент ставится на национальные, межэтнические
отношения. Приобретение и закрепление как этнических, так и социальных свойств происходит
на протяжении от раннего детства до юности путем усвоения национальной культуры
и социальных норм через систему воспитания.
Гуманистическая парадигма
развития, саморазвития и самореализации личности (В.И.Вернадский, Ш.А.Амонашвили,
С.Т.Шацкий) теоретически определяет следующие направления образовательной
практики воспитания подрастающего поколения:
- обеспечение внутренних условий
(установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания,
рефлексии, целеполагания,
психологической и физической защиты;
- создание благоприятных внешних
условий для психического и физического существования и развития учащихся;
организация специфической макросоциальной среды, способствующей адаптации
учащихся к реальной социокультурной среде.
Формирование
толерантности во многом происходит в образовательном процессе и осуществляется
в рамках нравственного воспитания, так как толерантность – одно из нравственных
качеств воспитанной личности.
Формирование
толерантности можно разделить на четыре этапа:
- формирование знаний (понятий). На
данном этапе содержание образования наполняется идеями толерантности: знакомство
учащихся с понятием толерантности, с ситуациями проявления сдержанности,
уступчивости, терпимости. В процессе специально организованной работы учитель способствует
обобщению полученных знаний. Для учителя важно формирование смыслообразующих
мотивов, так как трудно воспитывать, вырабатывать какое-либо качество, не
добившись ясного понимания значения этого качества;
- формирование убеждений. На этом этапе
знания должны перейти в убеждения, то есть «твердые, основанные на определенных
принципах и мировоззрении, взгляды, которые служат руководством в жизни» (И.П.Подласый,
1999).
- формирование чувств. Только обостряя чувства
и опираясь на них, педагоги достигают правильного и быстрого восприятия
требуемых норм и правил.
- формирование толерантного поведения.
Данный этап характеризуется проявлением толерантного отношения человека к
”другим”, способностью делать самостоятельный выбор собственного поведения.
Итак, проблема
формирования этнической толерантности рассматривается в
психолого-педагогическом аспекте воспитания подрастающего поколения
современного общества. Развитие толерантности необходимо для поддержания
стабильности в обществе, оно выступает условием нормального его
функционирования. Воспитание
толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а
толерантная культура становлению толерантной личности.