Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Добросмыслова К. С. Этническая толерантность как вид социальной толерантности, проблема ее формирования
Добросмыслова К.С. Этническая толерантность как вид социальной толерантности, проблема ее формирования
Источник: Психология глазами студентов : Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2010 г. / Отв. ред. В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. – 246 с.- С.23-25.

На сегодняшний день признается существование не только своей, но и иной культуры. Но часто под диалогом культур скрывается лишь подчеркивание уникальности своей культуры. Каков будет человек в обществе: терпимый к другому, ответственный, альтруистичный или жестокий, агрессивный и воинственный…

«Толерантность» (от латинского tolerantia – терпение) связывается с терпимостью, снисходительностью к кому- или чему-либо, обозначает готовность предоставлять другому человеку свободу мысли и действий.

На мой взгляд, слово ”терпимость” и ”толерантность” не являются в полной мере синонимами. Толерантность – более глубокое понятие, означающее не только терпение, но и признание, принятие и понимание другой культуры. В широком смысле значение слова «толерантность» трактуется как «норма устойчивости, определяющая диапозон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности», как «уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития» (И.В.Авакумова, П.Н.Ермаков, 2003).

Толерантность можно рассматривать в различных аспектах. Социальная толерантность – терпимое отношение к членам других социальных групп, их мнениям, взглядам, мировоззрению, менталитету. Этническая толерантность – принятие и снисходительное отношение к другим нациям, уважение их прав, недопустимость причинения им вреда, терпимость к инакомыслию. Этническая толерантность выступает как разновидность социальной толерантности, в которой акцент ставится на национальные, межэтнические отношения. Приобретение и закрепление как этнических, так и социальных свойств происходит на протяжении от раннего детства до юности путем усвоения национальной культуры и социальных норм через систему воспитания.

Гуманистическая парадигма развития, саморазвития и самореализации личности (В.И.Вернадский, Ш.А.Амонашвили, С.Т.Шацкий) теоретически определяет следующие направления образовательной практики воспитания подрастающего поколения:   

-      обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания,  психологической и физической защиты;

-      создание благоприятных внешних условий для психического и физического существования и развития учащихся; организация специфической макросоциальной среды, способствующей адаптации учащихся к реальной социокультурной среде.      

Формирование толерантности во многом происходит в образовательном процессе и осуществляется в рамках нравственного воспитания, так как толерантность – одно из нравственных качеств воспитанной личности.

Формирование толерантности можно разделить на четыре этапа:

-      формирование знаний (понятий). На данном этапе содержание образования наполняется идеями толерантности: знакомство учащихся с понятием толерантности, с ситуациями проявления сдержанности, уступчивости, терпимости. В процессе специально организованной работы учитель способствует обобщению полученных знаний. Для учителя важно формирование смыслообразующих мотивов, так как трудно воспитывать, вырабатывать какое-либо качество, не добившись ясного понимания значения этого качества;

-      формирование убеждений. На этом этапе знания должны перейти в убеждения, то есть «твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении, взгляды, которые служат руководством в жизни» (И.П.Подласый, 1999).

-      формирование чувств. Только обостряя чувства и опираясь на них, педагоги достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

-      формирование толерантного поведения. Данный этап характеризуется проявлением толерантного отношения человека к ”другим”, способностью делать самостоятельный выбор собственного поведения.

Итак, проблема формирования этнической толерантности рассматривается в психолого-педагогическом аспекте воспитания подрастающего поколения современного общества. Развитие толерантности необходимо для поддержания стабильности в обществе, оно выступает условием нормального его функционирования.  Воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры, а толерантная культура становлению толерантной личности.


Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (28.03.2011)
Просмотров: 1971 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 1
1 SergVap  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/proizvodstvo-i-montazh-metallicheskikh-rigeley/>ригель в металлоконструкциях</a>

Имя *:
Email *:
Код *: