Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Глаголева М., Сайфутдиярова Е.Ф. Специфика внутрисемейных отношений подростков

Глаголева М., Сайфутдиярова Е. Ф.

СПЕЦИФИКА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Источник: Психология глазами студентов : Материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2010 г. / Отв. ред. В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. – 246 с.- С.35-37.

Значимость отношений с другими людьми особенно усиливаются в подростковом возрасте. Особенно важным фактором психического развития подростков и ведущим видом их деятельности, обуславливающим психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе, выступает общение со сверстниками. Стремясь занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, подростки проявляют повышенный уровень конформности к ценностям и нормам группы сверстников.

В исследованиях Г. М. Андреевой, Е. М. Дубовской, Я. Л. Коломинского, Р. Л. Кричевского, М. Ю. Кондратьева, А. В. Петровского и др. показано, что во взаимоотношениях подростков друг с другом и со взрослыми референтность и авторитет как сверстника, так и человека старшего поколения определяются широким спектром причин. В качестве таких причин может выступать специфика семейного воспитания: привязанность ребенка к родителям, стиль воспитания и отношение родителей к сиблингам.

Цель нашего исследования состоит в изучении специфики внутрисемейных отношений и особенностей их восприятия подростками. Мы предположили, что, несмотря на повышение роли общения со сверстниками в развитии подростка, существенное значение для них приобретает сфера внутрисемейных отношений. С целью решения поставленных в исследовании задач мы использовали проективный метод Рене Жиля и опросник «Шкала определения соперничества между детьми». Подтверждение гипотезы исследования осуществлялось с помощью статистических методов
U-критерия (Манна-Уитни) и H-критерия (Крускула-Уоллиса). Исследование проводилось среди подростков 12–13 лет, среди которых 27 девочек и 25 мальчиков.

Статистический анализ результатов исследования позволил выявить различия по показателю «Отношение к матери» у подростков мужского и женского пола (U = 142; p < 0,0003). У подростков женского пола более выражено стремление к близким взаимоотношениям с матерью (X = 9,1), чем у мальчиков (X = 5,7). Возможно, это обусловлено более выраженным уровнем ответственности и тревожности за близких, которое отмечается у девочек подросткового возраста.

Анализ различий во взаимоотношениях подростков в зависимости от порядка их рождения в семье (единственный, первый, второй ребенок в семье) показал, что первые по порядку рождения дети в семье испытывают большую привязанность к сиблингам (H= 7,516; p<0,02), а второй ребенок в семье испытывает более высокий уровень ревности по отношению к старшему сиблингу (H= 27,726; p<0,0001).

В зависимости от разности в возрасте между детьми в семье (единственные, младшие и старшие) были выявлены различия по показателям «Отношение к матери» (H= 5,916; p<0,05), «Отношение к братьям и сестрам» (H= 7,112; p<0,03); «Ревность» (H= 27,432; p<0,0001). Выявлено, что наибольшую привязанность к матери испытывают дети, являющиеся младшими по порядку рождения (при условии двухдетной семьи) и единственные в семье. Старшие дети в семье наименее привязаны к матери. Младший ребенок в семье более привязан к сиблингу, нуждается в его поддержке и сочувствии, возможно в некоторых случаях он больше доверяет ему свои секреты, нежели родителям. Близкие средние значения по данному показателю (X=5,0 – у старших и X=5,5 – у младших) дают нам основание предположить, что в двухдетной семье дети более всего привязаны друг к другу. Тем не менее, старшие дети в семье более ревностно относятся к младшему сиблингу, тогда как единственный ребенок в семье получает достаточное количество внимания со стороны близких, однако, как и младший ребенок в семье более всего нуждается во взаимоотношениях со сверстниками (X=4,8 – единственный и X=4,9 – младший ребенок в семье).

Таким образом, в подростковом возрасте для детей значимым является общение со сверстниками, однако потребность во взаимоотношениях с матерью, и сиблингом играет в их развитии не менее важную роль. В семьях с двухдетными семьями, несмотря на ревностное отношение старшего сиблинга к младшему, оба ребенка испытывают потребность во взаимных отношениях и более привязаны к друг другу.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (05.04.2011)
Просмотров: 1279 | Теги: Внутрисемейные отношения подростков, Взаимоотношения сиблингов- подростк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: