Глаголева М., Сайфутдиярова Е. Ф. СПЕЦИФИКА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Источник: Психология глазами студентов : Материалы
II Всероссийской студенческой
научно-практической конференции, Нижний Тагил, 20 апреля 2010 г. / Отв. ред. В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная
социально-педагогическая академия, 2010. – 246 с.- С.35-37.Значимость отношений с другими людьми особенно
усиливаются в подростковом возрасте. Особенно важным фактором психического развития
подростков и ведущим видом их деятельности, обуславливающим психическое
развитие ребенка на данном возрастном этапе, выступает общение со сверстниками.
Стремясь занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, подростки
проявляют повышенный уровень конформности к ценностям и нормам группы
сверстников.
В исследованиях Г. М. Андреевой, Е. М. Дубовской, Я. Л.
Коломинского, Р. Л. Кричевского, М. Ю. Кондратьева, А. В. Петровского и др.
показано, что во взаимоотношениях подростков друг с другом и со взрослыми
референтность и авторитет как сверстника, так и человека старшего поколения
определяются широким спектром причин. В качестве таких причин может выступать
специфика семейного воспитания: привязанность ребенка к родителям, стиль
воспитания и отношение родителей к сиблингам.
Цель нашего исследования состоит в изучении специфики
внутрисемейных отношений и особенностей их восприятия подростками. Мы предположили,
что, несмотря на повышение роли общения со сверстниками в развитии подростка,
существенное значение для них приобретает сфера внутрисемейных отношений. С
целью решения поставленных в исследовании задач мы использовали проективный
метод Рене Жиля и опросник «Шкала определения соперничества между детьми». Подтверждение
гипотезы исследования осуществлялось с помощью статистических методов
U-критерия (Манна-Уитни) и H-критерия (Крускула-Уоллиса). Исследование
проводилось среди подростков 12–13 лет, среди которых 27 девочек и 25 мальчиков.
Статистический анализ результатов исследования
позволил выявить различия по показателю «Отношение к матери» у подростков мужского
и женского пола (U = 142; p < 0,0003). У подростков женского пола более
выражено стремление к близким взаимоотношениям с матерью (X = 9,1), чем у
мальчиков (X = 5,7). Возможно, это обусловлено более выраженным уровнем
ответственности и тревожности за близких, которое отмечается у девочек
подросткового возраста.
Анализ различий во взаимоотношениях подростков в
зависимости от порядка их рождения в семье (единственный, первый, второй
ребенок в семье) показал, что первые по порядку рождения дети в семье
испытывают большую привязанность к сиблингам (H= 7,516; p<0,02), а второй
ребенок в семье испытывает более высокий уровень ревности по отношению к
старшему сиблингу (H= 27,726; p<0,0001).
В зависимости от разности в возрасте между детьми в
семье (единственные, младшие и старшие) были выявлены различия по показателям
«Отношение к матери» (H= 5,916; p<0,05), «Отношение к братьям и сестрам» (H=
7,112; p<0,03); «Ревность» (H= 27,432; p<0,0001). Выявлено, что
наибольшую привязанность к матери испытывают дети, являющиеся младшими по
порядку рождения (при условии двухдетной семьи) и единственные в семье. Старшие
дети в семье наименее привязаны к матери. Младший ребенок в семье более
привязан к сиблингу, нуждается в его поддержке и сочувствии, возможно в
некоторых случаях он больше доверяет ему свои секреты, нежели родителям.
Близкие средние значения по данному показателю (X=5,0 – у старших и X=5,5 – у
младших) дают нам основание предположить, что в двухдетной семье дети более
всего привязаны друг к другу. Тем не менее, старшие дети в семье более
ревностно относятся к младшему сиблингу, тогда как единственный ребенок в семье
получает достаточное количество внимания со стороны близких, однако, как и
младший ребенок в семье более всего нуждается во взаимоотношениях со
сверстниками (X=4,8 – единственный и X=4,9 – младший ребенок в семье).
Таким образом, в подростковом возрасте для детей
значимым является общение со сверстниками, однако потребность во
взаимоотношениях с матерью, и сиблингом играет в их развитии не менее важную
роль. В семьях с двухдетными семьями, несмотря на ревностное отношение старшего
сиблинга к младшему, оба ребенка испытывают потребность во взаимных отношениях
и более привязаны к друг другу.
|