Исследование
этнопсихологических проявлений нейро- и психодинамических свойств с учетом
выраженности учебно-познавательной активности на примере учащихся старших
классов
Сайфутдиярова
Е.Ф. кандидат психол. наук,
ассистент
кафедры психологии развития,
Бирская
государственная социально-психологическая академия
Источник для ссылки: Вестник Бирской государственной социально-педагогической академии: Научный журнал. Выпуск 13, педагогика, психология / Под общ. ред. д.п.н., Н.С.Белобородовой. - Бирск: Бирск. гос.соц.-пед. акад. - 2007. - 154 с. - С.141-144 На сегодняшний день в
науке и психолого-педагогической практике изменился подход к проблеме
активности личности, поскольку снялась иллюзия единой общей для всех людей
активности, обнаружился разный уровень ее развития, разная направленность,
разная выраженность, что в свою очередь, требует изучения динамики, механизмов
и условий ее развития в различных видах деятельности. Кроме того, ситуация
развития современного общества такова, что она предъявляет все более высокие
требования к уровню знаний, умений и навыков подрастающего поколения, которые
напрямую зависят от их активности.
В Пермской психологической школе под руководством
Б.А.Вяткина, М.Р.Щукина и Л.Я.Дорфмана были проведены исследования различных видов
и индивидуальных стилей активности в структуре интегральной индивидуальности
(П.В.Токарев,1991; Ю.Я Горбунов, 1992; И.Е. Праведникова, 1993; А.А.Волочков, 1997, 2002; С.А.Васюра, 1997, и
др.).
В русле теории интегральной индивидуальности (ИИ) ведутся
также исследования, направленные на изучение национально-психологических особенностей
представителей разных народов, на психику которых оказывают влияние самые
разные по своему содержанию факторы (В.Ю. Хотинец, 1995, 1996, 2000-2003;
И.К.Герюгова, 2002 и др.). Проживание в поликультурном социуме может привести
как к образованию некоторых психологически сходных признаков, так и к
сохранению ярко выраженных различий, в связи с чем, по мнению авторов, необходимо познать причины их возникновения и
определить связи с другими явлениями, выявить пути и перспективы их дальнейшей
эволюции.
Опираясь на типологический подход исследования
активности, предложенный К.А.Абульхановой-Славской, и концепцию
метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец, мы рассматриваем
учебно-познавательную активность как способ моделирования, структурирования и
осуществления личностью познавательной
деятельности в ходе учебной деятельности, при котором, с одной стороны
сохраняется ее индивидуальное своеобразия, а с другой – учитываются этнопсихологические особенности
общности.
Целью нашего исследования является изучение этнопсихологических проявлений свойств нервной системы и
темперамента в учебно-познавательной активности в раннем юношеском возрасте.
В нашем исследовании мы предположили что:
1) существуют
различия между проявлениями свойств нервной системы и темперамента у
старшеклассников различных этногрупп с учетом выраженности
учебно-познавательной активности;
2) существуют специфические связи между показателями
свойств нервной системы и темперамента с учетом выраженности учебно-познавательной
активности.
Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие
методы: теоретический анализ
отечественной и зарубежной психологической, педагогической, научно-методической
литературы по теме исследования; эмпирические методы: психодиагностические
методики направленные на изучение формально-динамических свойств
индивидуальности – опросник В.М.Русалова
[14]; эксперимент - ЭЭГ-методика с целью определения силы, лабильности и
уравновешенности нервной системы [7], опросник изучения эмоционального
отношения к учению Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой [4], опросник
учебной активности школьника разработанный А.А.Волочковым [4].
Для статистической обработки полученных данных использовались
методы математической статистики: U-критерий
(Манна-Уитни) для сравнения средних показателей двух распределений и
корреляционный анализ. Обработка данных проводилась в статистическом пакете Statistica 6.0. корпорации StatSoft.
В исследовании принимали участие 199 учащихся 10-11
классов в возрасте 15-17 лет башкирской (всего 63 человека), марийской (всего
71 человек) и русской (всего 65 человек) национальности, обучающихся в средних
образовательных учреждениях г. Бирска и Бирского района республики Башкортостан.
Исследование проводилось в 2001-2004 гг.
Выявление различий между
исследуемыми выборками учащихся осуществлялось с помощью U-критерия
(Манна-Уитни) в три этапа:
1)
сравнительный анализ внутри каждой этногруппы между учащимися с высоким и низким
уровнем учебно-познавательной активности (далее высокоактивные и
низкоактивные);
2)
сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с высоким уровнем
учебно-познавательной активности (далее высокоактивные);
3)
сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с низким уровнем
учебно-познавательной активности (далее низкоактивные).
В башкирской группе у низкоактивных и высокоактивных
учащихся преобладают различия по показателям учебно-познавательной активности.
Низкоактивные учащиеся рассматриваемой этногруппы в сравнении с высокоактивными
проявляют слабую готовность к осуществлению учебной деятельности (U=356,5; p<0.056), что объясняется характерной для них низкой учебной
мотивацией, а низкий уровень динамики учебной активности (U=330,5; p<0.02) объясняется нежеланием и, возможно, неумением
проявлять творчество в учебной деятельности.
В марийской группе у низкоактивных и высокоактивных учащихся
выявлены различия как по психодинамическим свойствам (которые, являются общими
у испытуемых всех исследуемых этногрупп), так и по показателям учебно-познавательной
активности. Низкоактивным старшеклассникам
в сравнении с высокоактивными характерна низкая тревожность в ходе
учебной деятельности (U=441,5; p<0.04), низкая активность в регуляции учебной деятельности
(U=417; p<0.02), что объясняется неумением сохранять стабильность
учебной активности и деятельности в ситуации неудачи.
В русской группе у низкоактивных и высокоактивных
учащихся преобладают различия по психодинамическим показателям. Низкоактивные
старшеклассники рассматриваемой этногруппы проявляют повышенную склонность к
монотонной физической деятельности (U=341; p<0.02), низкую скорость двигательных операций (U=346,5; p<0.02), стремление к поддержанию однообразных контактов (U=368,5; p<0.04), что также обусловлено их речевой заторможенностью.
Наибольшее количество значимых различий у
высокоактивных учащихся башкирской и марийской групп выявлено по показателям
учебно-познавательной активности. Значения учебно-познавательной активности (U=484; p<0.04), способности контролировать свои действия при
неудаче (U=480,5; p<0.03), регулятивного компонента учебной активности (U=487,5; p<0.04) и направленности на получение знаний (U=459,5; p<0.02) были выше у высокоактивных учащихся марийской
группы, чем у высокоактивных представителей башкирской группы. Значения
учебно-познавательной активности (U=469,5; p<0.009) и интеллектуальной эргичности (U=525,5; p<0.05) выше у высокоактивных учащихся марийской, чем
русской группы, тогда как по показателю
коммуникативной активности (U=538,5; p<0.061) значения выше у высокоактивных учащихся русской, чем
марийской группы.
У высокоактивных учащихся башкирской и русской групп
значимые различия по показателям учебно-познавательной активности и
психодинамических свойств не выявлены. Различия у низкоактивных учащихся русской и марийской
групп выявлены по показателям психодинамических свойств: интеллектуальной
пластичности (U=277,5; p<0.01) и эмоциональности (U=297; p<0.02), интегральным показателям психомоторной (U=308,5; p<0.04) и интеллектуальной (U=296,5; p<0.02) активности, а также общей (U=315,5; p<0.05) и учебной (U=171; p<0.001) познавательной активности, которые выше у
низкоактивных учащихся марийской, чем у старшеклассников русской группы. У
низкоактивных учащихся башкирской и русской групп обнаружены сходные с предыдущими
сравниваемыми группами (низкоактивными учащимися русской и марийской групп)
различия по показателям интеллектуальной пластичности (U=289; p<0.02) и активности (U=306,5; p<0.03), а также учебно-познавательной активности (U=316,5; p<0.05), значения которых выше у первых, чем у вторых. Значения
учебно-познавательной активности (U=275; p<0.01) и направленности на приобретение знаний (U=229,5; p<0.001) выше у низкоактивных учащихся марийской, чем у
старшеклассников башкирской группы.
Сравнение корреляционных связей осуществлялось между
показателями свойств нервной системы (силы, лабильности, уравновешенности) и
формально-динамическими свойствами; между показателями формально-динамических
свойств.
Корреляционный анализ показал, что у учащихся
башкирской группы свойства эргичности, пластичности и скорости интеллектуальной
взаимосвязаны с показателями общей (у
высокоактивных – r=0.538, p<0.01; r=0.335, p<0.05; r=0.524, p<0.01; у низкоактивных – r=0.457, p<0.05; r=0.461, p<0.05; r=0.905, p<0.01) активности и адаптивности (у высокоактивных – r=0.501, p<0.01; r=0.454, p<0.01; r=0.577, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.523, p<0.01; r=0.499, p<0.01; r=0.74, p<0.01), а свойства эмоциональности обратно коррелируют
с показателями адаптивности (у высокоактивных – r=-0.599, p<0.05;
у низкоактивных – r=-0.466, p<0.01). Также выявлено, что показатель адаптивности
обратно взаимосвязан со свойствами эмоциональности в психомоторной (у
высокоактивных – r=-0.663, p<0.01; у низкоактивных – r=-0.575, p<0.01),
коммуникативной (у высокоактивных – r=0.602, p<0.01; у низкоактивных – r=0.491, p<0.01) и
интеллектуальной (у высокоактивных – r=-0.599,
p<0.01; у низкоактивных –r=0.466, p<0.05)
сферах.
У высокоактивных учащихся башкирской группы высокие
показатели активности и адаптивности обеспечиваются за счет высоких
активностных свойств как в
интеллектуальной, так и в психомоторной и коммуникативной сферах.
Интеллектуальная активность учащихся данной группы повышается за счет высокой
скорости психомоторной, что приводит к повышению общей активности и
адаптивности. У низкоактивных учащихся башкирской этногруппы низкая общая
активность и адаптивность обусловлены низкими показателями активностных свойств
в интеллектуальной сфере, но это компенсируется заниженными показателями
чувствительности во всех сферах, что приводит к повышению адаптивности.
Необходимо отметить, что такие же общие взаимосвязи между психодинамическими
свойствами обнаружены у высокоактивных и низкоактивных учащихся марийской
группы.
Показатель общей активности у высокоактивных и
низкоактивных учащихся русской группы взаимосвязан со свойствами эргичности (у
высокоактивных – r=0.48, p<0.01; у низкоактивных – r=0.647, p<0.01) и
скорости (у высокоактивных – r=0.687, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.708, p<0.01) в психомоторной сфере, а также со свойствами эргичности (у высокоактивных –
r=0.595, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.555, p<0.01), пластичности (у высокоактивных – r=0.647, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.464, p<0.05) и скорости (у высокоактивных – r=0.776, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.792, p<0.01) в
коммуникативной сферах. Показатель общей адаптивности у рассматриваемой группы
учащихся взаимосвязан со свойствами эргичности (у высокоактивных – r=0.467, p<0.01; r=0.593, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.683, p<0.01; r=0.465, p<0.05) и скорости (у высокоактивных – r=0.663, p<0.01; r=0.767, p<0.01; у
низкоактивных – r=0.647, p<0.01; r=0.708, p<0.01) в психомоторной и коммуникативной сферах.
У низкоактивных учащихся марийской группы были
обнаружены корреляционные связи свойств нервной системы только с психодинамическими
свойствами коммуникативной сферы. Выявлены корреляционные связи эргичности
коммуникативной со свойствами лабильности (r=0.405, p<0.05; r=0.40, p<0.05) и уравновешенности (r=0.443, p<0.05; r=0.518, p<0.01)
нервных процессов как в правом, так и левом полушарии. Показатель скорости
коммуникативной связан с
нейродинамическим показателями лабильности нервных процессов в правом полушарии
(r=0.43, p<0.05) и
уравновешенности нервных процессов, как в правом, так и левом полушарии (r=0.444, p<0.05; r=0.472, p<0.05).
ВЫВОДЫ
1. Учащиеся башкирской группы с высоким уровнем
учебно-познавательной активности характеризуются высоким потенциалом учебной
активности, мари – высокой активностью регуляции учебной деятельности, учащиеся
русской группы – высоким результативным компонентом учебной активности.
2. Учащиеся с высоким уровнем учебно-познавательной
активности во всех этногруппах адаптированы и активны в поведении и
деятельности за счет высоких активностных свойств в коммуникативной,
психомоторной и интеллектуальной сферах. Учащимся с низким уровнем
учебно-познавательной активности, отличающимся заниженной активностью и
заниженной адаптивностью, свойственны заниженный уровень коммуникативной
эргичности, пластичности и скорости, заниженный уровень психомоторой эргичности
и пластичности, а также заниженный уровень интеллектуальной пластичности.
3. У учащихся башкирской группы с высоким уровнем
учебно-познавательной активности высокий уровень готовности к осуществлению
учебной деятельности и результативный компонент учебной активности обеспечиваются
за счет повышенного уровня интеллектуальной активности и адаптивности;
повышенный уровень динамического компонента учебной активности – за счет
повышенной коммуникативной активности.
У учащихся марийской группы с высоким уровнем
учебно-познавательной активности высокий
уровень готовности к осуществлению учебной деятельности и регуляция учебной
активности обеспечиваются за счет высокого уровня интеллектуальной активности;
высокий уровень общей и учебной познавательной активности – за счет высокой
коммуникативной и общей активности.
У учащихся русской группы с высоким уровнем
учебно-познавательной активности высокий уровень учебно-познавательной
активности обусловливается повышенной силой нервной системы (в правом полушарии),
высоким уровнем коммуникативной активности и адаптивности; высокий уровень готовности
к осуществлению учебной деятельности, динамика реализации учебной деятельности
и результативный компонент учебной активности – за счет высокого уровня интеллектуальной
активности, проявляющейся в повышенном стремлении к деятельности, связанной с умственным
напряжением. Учащиеся с повышенной чувствительностью во всех сферах поведения
характеризуются заниженной способностью к регуляции учебной активности.
4. У учащихся башкирской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности слабая готовность к осуществлению учебной деятельности
связана с характерной для них инертностью и неуравновешенностью нервных
процессов в сторону возбуждения, а также заниженными показателями активности в
предметной и интеллектуальной деятельности, общей активности и адаптивности.
У учащихся марийской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности слабая регуляция оценки учебной деятельности
связана с характерной для них инертностью, неуравновешенностью нервных
процессов в сторону торможения и заниженными активностными интеллектуальными
свойствами; характерная для них слабая динамика реализации учебной активности
также связана с заниженными активностными интеллектуальными свойствами.
Учащиеся русской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности, проявляя слабую динамику реализации учебной
активности, отличаются заниженной силой нервной системы (в левом полушарии);
свойственные им заниженные показатели активностных интеллектуальных свойств и
психомоторной активности связаны со слабой динамикой реализации учебной деятельности
и оценкой результативности учебной деятельности.
5. Учащиеся башкирской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности, проявляя низкую общую активность и адаптивность,
отличаются низкими показателями активностных свойств в интеллектуальной сфере,
но это компенсируется заниженными показателями чувствительности во всех сферах,
что приводит к повышению адаптивности.
У учащихся марийской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности приспособительная функция свойств нервной
системы (лабильности и уравновешенности в правом и левом полушарии)
осуществляется за счет активностных свойств в коммуникативной сфере. Учащиеся
марийской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности проявляют завышенную (в сравнении с
низкоактивными учащимися других этногрупп) чувствительность к неудачам в
предметной, интеллектуальной деятельности и в общении, что снижает уровень их
общей активности и адаптивности. Однако повышение их общей активности и
адаптивности обеспечивается за счет повышенных активностных свойств в психомоторной
и коммуникативной сферах.
Учащимся русской группы с низким уровнем
учебно-познавательной активности свойственна пониженная чувствительность в
психомоторной и коммуникативной сферах, однако повышенная (по сравнению с учащимися
других этногрупп с низким уровнем
учебно-познавательной активности) эргичность в коммуникативной деятельности
позволяет компенсировать заниженный уровень активности и адаптивности.
Итак, у
учащихся с низким уровнем учебно-познавательной активности выявленные
связи между показателями нейро- и психодинамических свойств заявляют о
приспособительной функции нервной системы при помощи психодинамических свойств.
У учащихся с высоким уровнем учебно-познавательной активности общая
активность и успешная адаптивность
осуществляется за счет высокоактивных психодинамических свойств. Можно
допустить, что учебно-познавательная активность выступает в качестве
опосредующего звена в детерминации специфических связей между показателями
нейродинамических и психодинамических свойств, образуя особую их подструктуру.
Благодаря такому виду связей осуществляются компенсаторные отношения между
нейродинамическими и психодинамическими свойствами.
Литература
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности
(Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные
психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 1999. –224с. (Серия «Психологи Отечества»).
2. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание
личности как субъекта личности/ Психология личности в социалистическом
обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989. – 183с.
3. Волочков А.А. Активность субъекта как фактор
психического развития (гипотезы, модели, факты). // Пс. журнал. – 2003. –Т. 24,
№ 3.– С.22-31.
4. Волочков А.А.
Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика,
диагностика). – Пермь: издательство ПОИПКРО, 2002.– 262с.
5. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной
индивидуальности человека / Перм. гос.пед ун-т. – Пермь, 2000. –179с.
6. Герюгова И. К. Развитие структур интегральной
индивидуальности у школьниц различных этнических групп: автореф. дис… канд.
психол. наук – Ставрополь, 2002. – 24с.
7. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти
человека: (Психофизиологическое исследование). – Науч.-исслед. ин-т общей и
педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР.– М.: педагогика, 1980.– 152 с.
8. Крупнов А.И. О психодинамических характеристиках
интеллектуальной активности человека // Вопр. психологии. – 1981. – № 6. –
С.75-82.
9. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования
активности человека // Вопр. психологии. 1984. №3. С.25-32.
10. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности: Психологические
характеристики некоторых типов школьников. – М.: Издательство Академии
педагогических наук РСФСР, 1960. – 216 с.
11. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в
ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопр. психологии. – 1982. – № 4.
–С.18-35.
12. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и
развитие познавательной активности // Вопр. психологии. – 1982. – №4. – С.5-17.
13. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: изд-во
«Просвещение», 1964. –304 с.
14. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств
индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. – М., ИП РАН, 1997. – 50с.
15. Хотинец В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению
этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии.
– 2001. – № 4 (28).– С.135-146.
16. Хотинец В.Ю.
Психологические характеристики этнокультурного развития человека.// Вопр.
психологии.– 2001. – №5. – С.60-73.
|