Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследование этнопсихологических проявлений нейро- и психодина-мических свойств с учетом выраженности учебно-познавательной актив-ности на п

Исследование этнопсихологических проявлений нейро- и психодинамических свойств с учетом выраженности учебно-познавательной активности на примере учащихся старших классов  

Сайфутдиярова Е.Ф. кандидат психол. наук, ассистент кафедры психологии развития, Бирская государственная социально-психологическая академия  


Источник для ссылки: Вестник Бирской государственной социально-педагогической академии: Научный журнал. Выпуск 13, педагогика, психология / Под общ. ред. д.п.н., Н.С.Белобородовой. - Бирск: Бирск. гос.соц.-пед. акад. - 2007. - 154 с. - С.141-144

На сегодняшний день в науке и психолого-педагогической практике изменился подход к проблеме активности личности, поскольку снялась иллюзия единой общей для всех людей активности, обнаружился разный уровень ее развития, разная направленность, разная выраженность, что в свою очередь, требует изучения динамики, механизмов и условий ее развития в различных видах деятельности. Кроме того, ситуация развития современного общества такова, что она предъявляет все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков подрастающего поколения, которые напрямую зависят от их активности.

В Пермской психологической школе под руководством Б.А.Вяткина, М.Р.Щукина и Л.Я.Дорфмана были проведены исследования различных видов и индивидуальных стилей активности в структуре интегральной индивидуальности (П.В.Токарев,1991; Ю.Я Горбунов, 1992; И.Е. Праведникова, 1993;  А.А.Волочков, 1997, 2002; С.А.Васюра, 1997, и др.).

В русле теории интегральной индивидуальности (ИИ) ведутся также исследования, направленные на изучение национально-психологических особенностей представителей разных народов, на психику которых оказывают влияние самые разные по своему содержанию факторы (В.Ю. Хотинец, 1995, 1996, 2000-2003; И.К.Герюгова, 2002 и др.). Проживание в поликультурном социуме может привести как к образованию некоторых психологически сходных признаков, так и к сохранению ярко выраженных различий, в связи с чем, по мнению авторов,  необходимо познать причины их возникновения и определить связи с другими явлениями, выявить пути и перспективы их дальнейшей эволюции.

Опираясь на типологический подход исследования активности, предложенный К.А.Абульхановой-Славской, и концепцию метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец, мы рассматриваем учебно-познавательную активность как способ моделирования, структурирования и осуществления личностью познавательной  деятельности в ходе учебной деятельности, при котором, с одной стороны сохраняется ее индивидуальное своеобразия, а с другой  – учитываются этнопсихологические особенности общности.

Целью нашего исследования является изучение этнопсихологических проявлений свойств нервной системы и темперамента в учебно-познавательной активности в раннем юношеском возрасте.

В нашем исследовании мы предположили что: 1)  существуют различия между проявлениями свойств нервной системы и темперамента у старшеклассников различных этногрупп с учетом выраженности учебно-познавательной активности; 2) существуют специфические связи между показателями свойств нервной системы и темперамента с учетом выраженности учебно-познавательной активности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; эмпирические методы: психодиагностические методики направленные на изучение формально-динамических свойств индивидуальности – опросник  В.М.Русалова [14]; эксперимент - ЭЭГ-методика с целью определения силы, лабильности и уравновешенности нервной системы [7], опросник изучения эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой [4], опросник учебной активности школьника разработанный А.А.Волочковым [4].

Для статистической обработки полученных данных использовались методы математической статистики: U-критерий (Манна-Уитни) для сравнения средних показателей двух распределений и корреляционный анализ. Обработка данных проводилась в статистическом пакете Statistica 6.0. корпорации StatSoft.

В исследовании принимали участие 199 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет башкирской (всего 63 человека), марийской (всего 71 человек) и русской (всего 65 человек) национальности, обучающихся в средних образовательных учреждениях г. Бирска и Бирского района республики Башкортостан. Исследование проводилось в 2001-2004 гг.

Выявление различий между исследуемыми выборками учащихся осуществлялось с помощью U-критерия (Манна-Уитни) в три этапа: 1) сравнительный анализ внутри каждой этногруппы между учащимися с высоким и низким уровнем учебно-познавательной активности (далее высокоактивные и низкоактивные); 2) сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с высоким уровнем учебно-познавательной активности (далее высокоактивные); 3) сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с низким уровнем учебно-познавательной активности (далее низкоактивные).

В башкирской группе у низкоактивных и высокоактивных учащихся преобладают различия по показателям учебно-познавательной активности. Низкоактивные учащиеся рассматриваемой этногруппы в сравнении с высокоактивными проявляют слабую готовность к осуществлению учебной деятельности (U=356,5; p<0.056), что объясняется характерной для них низкой учебной мотивацией, а низкий уровень динамики учебной активности (U=330,5; p<0.02) объясняется нежеланием и, возможно, неумением проявлять творчество в учебной деятельности.

В марийской группе у низкоактивных и высокоактивных учащихся выявлены различия как по психодинамическим свойствам (которые, являются общими у испытуемых всех исследуемых этногрупп), так и по показателям учебно-познавательной активности. Низкоактивным старшеклассникам  в сравнении с высокоактивными характерна низкая тревожность в ходе учебной деятельности (U=441,5; p<0.04), низкая активность в регуляции учебной деятельности (U=417; p<0.02), что объясняется неумением сохранять стабильность учебной активности и деятельности в ситуации неудачи.

В русской группе у низкоактивных и высокоактивных учащихся преобладают различия по психодинамическим показателям. Низкоактивные старшеклассники рассматриваемой этногруппы проявляют повышенную склонность к монотонной физической деятельности (U=341; p<0.02), низкую скорость двигательных операций (U=346,5; p<0.02), стремление к поддержанию однообразных контактов (U=368,5; p<0.04), что также обусловлено их речевой заторможенностью.

Наибольшее количество значимых различий у высокоактивных учащихся башкирской и марийской групп выявлено по показателям учебно-познавательной активности. Значения учебно-познавательной активности (U=484; p<0.04), способности контролировать свои действия при неудаче (U=480,5; p<0.03), регулятивного компонента учебной активности (U=487,5; p<0.04) и направленности на получение знаний (U=459,5; p<0.02) были выше у высокоактивных учащихся марийской группы, чем у высокоактивных представителей башкирской группы. Значения учебно-познавательной активности (U=469,5; p<0.009) и интеллектуальной эргичности (U=525,5; p<0.05) выше у высокоактивных учащихся марийской, чем русской  группы, тогда как по показателю коммуникативной активности (U=538,5; p<0.061) значения выше у высокоактивных учащихся русской, чем марийской группы.

У высокоактивных учащихся башкирской и русской групп значимые различия по показателям учебно-познавательной активности и психодинамических свойств не выявлены.

Различия у низкоактивных учащихся русской и марийской групп выявлены по показателям психодинамических свойств: интеллектуальной пластичности (U=277,5; p<0.01) и эмоциональности (U=297; p<0.02), интегральным показателям психомоторной (U=308,5; p<0.04) и интеллектуальной (U=296,5; p<0.02) активности, а также общей (U=315,5; p<0.05) и учебной (U=171; p<0.001) познавательной активности, которые выше у низкоактивных учащихся марийской, чем у старшеклассников русской группы. У низкоактивных учащихся башкирской и русской групп обнаружены сходные с предыдущими сравниваемыми группами (низкоактивными учащимися русской и марийской групп) различия по показателям интеллектуальной пластичности (U=289; p<0.02) и активности (U=306,5; p<0.03), а также учебно-познавательной активности (U=316,5; p<0.05), значения которых выше у первых, чем у вторых. Значения учебно-познавательной активности (U=275; p<0.01) и направленности на приобретение знаний (U=229,5; p<0.001) выше у низкоактивных учащихся марийской, чем у старшеклассников башкирской группы.

Сравнение корреляционных связей осуществлялось между показателями свойств нервной системы (силы, лабильности, уравновешенности) и формально-динамическими свойствами; между показателями формально-динамических свойств.

Корреляционный анализ показал, что у учащихся башкирской группы свойства эргичности, пластичности и скорости интеллектуальной взаимосвязаны с показателями общей  (у высокоактивных – r=0.538, p<0.01; r=0.335, p<0.05; r=0.524, p<0.01; у низкоактивных – r=0.457, p<0.05; r=0.461, p<0.05;  r=0.905, p<0.01) активности и адаптивности  (у высокоактивных – r=0.501, p<0.01; r=0.454, p<0.01; r=0.577, p<0.01; у низкоактивных – r=0.523, p<0.01; r=0.499, p<0.01; r=0.74, p<0.01), а свойства эмоциональности обратно коррелируют с показателями адаптивности (у высокоактивных – r=-0.599, p<0.05; у низкоактивных – r=-0.466, p<0.01). Также выявлено, что показатель адаптивности обратно взаимосвязан со свойствами эмоциональности в психомоторной (у высокоактивных – r=-0.663, p<0.01; у низкоактивных – r=-0.575, p<0.01), коммуникативной (у высокоактивных – r=0.602, p<0.01; у низкоактивных – r=0.491, p<0.01) и интеллектуальной (у высокоактивных – r=-0.599, p<0.01; у низкоактивных –r=0.466, p<0.05) сферах.

У высокоактивных учащихся башкирской группы высокие показатели активности и адаптивности обеспечиваются за счет высоких активностных свойств  как в интеллектуальной, так и в психомоторной и коммуникативной сферах. Интеллектуальная активность учащихся данной группы повышается за счет высокой скорости психомоторной, что приводит к повышению общей активности и адаптивности. У низкоактивных учащихся башкирской этногруппы низкая общая активность и адаптивность обусловлены низкими показателями активностных свойств в интеллектуальной сфере, но это компенсируется заниженными показателями чувствительности во всех сферах, что приводит к повышению адаптивности. Необходимо отметить, что такие же общие взаимосвязи между психодинамическими свойствами обнаружены у высокоактивных и низкоактивных учащихся марийской группы.

Показатель общей активности у высокоактивных и низкоактивных учащихся русской группы взаимосвязан со свойствами эргичности (у высокоактивных – r=0.48, p<0.01; у низкоактивных – r=0.647, p<0.01) и скорости (у высокоактивных – r=0.687, p<0.01;  у низкоактивных – r=0.708, p<0.01) в психомоторной сфере, а также со свойствами эргичности (у высокоактивных – r=0.595, p<0.01; у низкоактивных – r=0.555, p<0.01), пластичности (у высокоактивных – r=0.647, p<0.01; у низкоактивных – r=0.464, p<0.05) и скорости (у высокоактивных – r=0.776, p<0.01; у низкоактивных –  r=0.792, p<0.01) в коммуникативной сферах. Показатель общей адаптивности у рассматриваемой группы учащихся взаимосвязан со свойствами эргичности (у высокоактивных – r=0.467, p<0.01; r=0.593, p<0.01; у низкоактивных – r=0.683, p<0.01; r=0.465, p<0.05) и скорости (у высокоактивных – r=0.663, p<0.01; r=0.767, p<0.01; у низкоактивных – r=0.647, p<0.01; r=0.708, p<0.01) в психомоторной и коммуникативной сферах.

У низкоактивных учащихся марийской группы были обнаружены корреляционные связи свойств нервной системы только с психодинамическими свойствами коммуникативной сферы. Выявлены корреляционные связи эргичности коммуникативной со свойствами лабильности (r=0.405, p<0.05; r=0.40, p<0.05)  и уравновешенности (r=0.443, p<0.05; r=0.518, p<0.01) нервных процессов как в правом, так и левом полушарии. Показатель скорости коммуникативной  связан с нейродинамическим показателями лабильности нервных процессов в правом полушарии (r=0.43, p<0.05) и уравновешенности нервных процессов, как в правом, так и левом полушарии (r=0.444, p<0.05; r=0.472, p<0.05).

ВЫВОДЫ 1. Учащиеся башкирской группы с высоким уровнем учебно-познавательной активности характеризуются высоким потенциалом учебной активности, мари – высокой активностью регуляции учебной деятельности, учащиеся русской группы – высоким результативным компонентом учебной активности.

2. Учащиеся с высоким уровнем учебно-познавательной активности во всех этногруппах адаптированы и активны в поведении и деятельности за счет высоких активностных свойств в коммуникативной, психомоторной и интеллектуальной сферах. Учащимся с низким уровнем учебно-познавательной активности, отличающимся заниженной активностью и заниженной адаптивностью, свойственны заниженный уровень коммуникативной эргичности, пластичности и скорости, заниженный уровень психомоторой эргичности и пластичности, а также заниженный уровень интеллектуальной пластичности.

3. У учащихся башкирской группы с высоким уровнем учебно-познавательной активности высокий уровень готовности к осуществлению учебной деятельности и результативный компонент учебной активности обеспечиваются за счет повышенного уровня интеллектуальной активности и адаптивности; повышенный уровень динамического компонента учебной активности – за счет повышенной коммуникативной активности.

У учащихся марийской группы с высоким уровнем учебно-познавательной активности  высокий уровень готовности к осуществлению учебной деятельности и регуляция учебной активности обеспечиваются за счет высокого уровня интеллектуальной активности; высокий уровень общей и учебной познавательной активности – за счет высокой коммуникативной и общей активности.

У учащихся русской группы с высоким уровнем учебно-познавательной активности высокий уровень учебно-познавательной активности обусловливается повышенной силой нервной системы (в правом полушарии), высоким уровнем коммуникативной активности и адаптивности; высокий уровень готовности к осуществлению учебной деятельности, динамика реализации учебной деятельности и результативный компонент учебной активности – за счет высокого уровня интеллектуальной активности, проявляющейся в повышенном стремлении к деятельности, связанной с умственным напряжением. Учащиеся с повышенной чувствительностью во всех сферах поведения характеризуются заниженной способностью к регуляции учебной активности.

4.  У учащихся башкирской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности слабая готовность к осуществлению учебной деятельности связана с характерной для них инертностью и неуравновешенностью нервных процессов в сторону возбуждения, а также заниженными показателями активности в предметной и интеллектуальной деятельности, общей активности и адаптивности.

У учащихся марийской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности слабая регуляция оценки учебной деятельности связана с характерной для них инертностью, неуравновешенностью нервных процессов в сторону торможения и заниженными активностными интеллектуальными свойствами; характерная для них слабая динамика реализации учебной активности также связана с заниженными активностными интеллектуальными свойствами.

Учащиеся русской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности, проявляя слабую динамику реализации учебной активности, отличаются заниженной силой нервной системы (в левом полушарии); свойственные им заниженные показатели активностных интеллектуальных свойств и психомоторной активности связаны со слабой динамикой реализации учебной деятельности и оценкой результативности учебной деятельности.

5.  Учащиеся башкирской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности, проявляя низкую общую активность и адаптивность, отличаются низкими показателями активностных свойств в интеллектуальной сфере, но это компенсируется заниженными показателями чувствительности во всех сферах, что приводит к повышению адаптивности.

У учащихся марийской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности приспособительная функция свойств нервной системы (лабильности и уравновешенности в правом и левом полушарии) осуществляется за счет активностных свойств в коммуникативной сфере. Учащиеся марийской группы  с низким уровнем учебно-познавательной активности проявляют завышенную (в сравнении с низкоактивными учащимися других этногрупп) чувствительность к неудачам в предметной, интеллектуальной деятельности и в общении, что снижает уровень их общей активности и адаптивности. Однако повышение их общей активности и адаптивности обеспечивается за счет повышенных активностных свойств в психомоторной и коммуникативной сферах.

Учащимся русской группы с низким уровнем учебно-познавательной активности свойственна пониженная чувствительность в психомоторной и коммуникативной сферах, однако повышенная (по сравнению с учащимися других  этногрупп с низким уровнем учебно-познавательной активности) эргичность в коммуникативной деятельности позволяет компенсировать заниженный уровень активности и адаптивности.

Итак, у  учащихся с низким уровнем учебно-познавательной активности выявленные связи между показателями нейро- и психодинамических свойств заявляют о приспособительной функции нервной системы при помощи психодинамических свойств. У учащихся с высоким уровнем учебно-познавательной активности общая активность  и успешная адаптивность осуществляется за счет высокоактивных психодинамических свойств. Можно допустить, что учебно-познавательная активность выступает в качестве опосредующего звена в детерминации специфических связей между показателями нейродинамических и психодинамических свойств, образуя особую их подструктуру. Благодаря такому виду связей осуществляются компенсаторные отношения между нейродинамическими и психодинамическими свойствами.  

Литература

1.     Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. –224с. (Серия «Психологи Отечества»).

2.     Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта личности/ Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука. 1989. – 183с.

3.     Волочков А.А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты). // Пс. журнал. – 2003. –Т. 24, № 3.– С.22-31.  

4.      Волочков А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика). – Пермь: издательство ПОИПКРО, 2002.– 262с.

5.     Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Перм. гос.пед ун-т. – Пермь, 2000. –179с.

6.     Герюгова И. К. Развитие структур интегральной индивидуальности у школьниц различных этнических групп: автореф. дис… канд. психол. наук – Ставрополь, 2002. – 24с.   

7.     Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психофизиологическое исследование). – Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР.– М.: педагогика, 1980.– 152 с.

8.     Крупнов А.И. О психодинамических характеристиках интеллектуальной активности человека // Вопр. психологии. – 1981. – № 6. – С.75-82.

9.     Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопр. психологии. 1984. №3. С.25-32.

10. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности: Психологические характеристики некоторых типов школьников. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 216 с.   

11. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопр. психологии. – 1982. – № 4. –С.18-35.

12. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии. – 1982. – №4. – С.5-17.

13. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: изд-во «Просвещение», 1964. –304 с.

14. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). Методическое пособие. – М., ИП РАН, 1997. – 50с.

15. Хотинец В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии. – 2001. – № 4 (28).– С.135-146.   

16.  Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека.// Вопр. психологии.– 2001. – №5. – С.60-73.  

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (01.11.2010)
Просмотров: 1036 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: