Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Саетова И.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф. Роль выраженности этнопсихологических признаков современных подростков в формировании этнотолерантности

Саетова И.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф.

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Роль выраженности этнопсихологических признаков современных подростков в формировании этнотолерантности

В настоящее время особую остроту и актуальность приобретает проблема межэтнических взаимоотношений как в масштабе всего мира, так и внутри нашей страны. В целях формирования позитивных взаимоотношений между представителями различных культур, а значит и снижения уровня конфликтных ситуаций в поликультурном государстве особо остро встает вопрос об обобщении знаний о разнообразии этнической картины мира, способах организации жизнедеятельности и типов взаимоотношений. Анализ, понимание и  принятие культурного многообразия способствует лучшему взаимопониманию между людьми, населяющими одну страну.

Башкирия являясь одним из поликультурных регионов, исторически сложившихся на территории современной России отличается чрезвычайной мозаичностью своего этнического состава сложившейся в результате исторических процессов: миграции представителей разных народов на территорию края в течение последних четырёх столетий, урбанизационных процессов XX века и др. Интенсивность межэтнических контактов в данном регионе очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями.

Анализ структурно-динамической модели Г.С.Кожухарь, позволяет нам рассматривать толерантность субъекта межличностного общения как готовность личности воспринимать другого человека, вступать  с ним в отношения посредством критического диалога как собеседником в результате преодоления эмоционально-когнитивного диссонанса, т.е. индивид стремится достичь взаимного понимания и согласования мотивов, установок, ориентаций, избегая насилия, подавления достоинства другого человека, используя возможности диалога, разъяснения и сотрудничества (2).

 Вопрос этнической идентичности всегда был актуален для поликультурных регионов, где уровень межэтнических контактов достаточно высок. Особенно важной и недостаточно изученной темой является связь между проявлениями этнической идентичности и установками межэтнического взаимодействия.

Изучение проблем этнической идентичности в поликультурной среде, было осуществлено благодаря накопленным в отечественной науке теоретическим и эмпирическим исследованиям в области этнологии и социальной антропологии (С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, Б.Е.Винер, А.Д.Коростелев, П.И.Кушнер, В.В.Пименов, З.П.Соколова, В.А.Тишков, С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров, В.А.Шнирельман и др.). 

Проведенное нами исследование выраженности этнической идентичности современных подростков башкирской и русской национальности в поликультурной среде позволило обнаружить что в рамках одной культуры сосуществуют разные совокупности ценностных ориентаций. Мы считаем, что основу для такой трансформации создает полиэтническая среда, характеризующаяся открытостью и терпимым отношением к разнообразным ценностям, обеспечивая тем самым  высокую степень совпадения ценностных ориентаций этноконтактных групп в процессе их совместной деятельности.

Анализируя результаты исследования мы выявили, что среднегрупповые показатели социальной дистанцированности отражающие желаемую степень близости с другой этногруппой  у представителей башкирской группы выше, чем у представителей русской национальности. Следует также отметить, что башкиры отмечают меньшую степень желаемой близости друг с другом, чем с русскими. В исследованиях А.А.Выскочил и Н.М.Лебедевой также обнаружено, что башкирам свойственна амбивалентная этническая идентичность допускающая возможность смены ими этнической принадлежности (1).

Субъективная культурная дистанция, определяемая представителями опрошенных этносов с каждым из народов-соседей, оказалась связанной  с эмоциональными компонентами авто-  и гетеростереотипов. Довольно неожиданным оказалось, что в ответах башкир субъективная культурная дистанция оказалась отрицательно связана с эмоциональным компонентом автостереотипа. Возможно, чем положительнее оценивают себя представители данного этноса, тем большую культурную дистанцию они склонны отмечать со своими народами-соседями.  Кроме того, данные результаты позволяют констатировать, что эмоциональная оценка своего этноса играет ведущую роль в формировании отношения этнофора к представителям других этносов, т.е. становлению этнической толерантности.

Анализ категориальной структуры обыденного сознания в области межэтнического восприятия русских позволил выделить две ведущие категории, которые были интерпретированы как «щедрые» и «веселые». Сразу обращает на себя внимание значительный разрыв между позицией «русские» и позицией «народ, которым я восхищаюсь», это свидетельствует о том, что русские испытывают некоторые негативные переживания по поводу положения собственного народа.

Категории сознания башкир в области межэтнических отношений были интерпретированы как «трудолюбивые» и «гостеприимные». В пространстве полученных категорий башкиры воспринимают свой народ как мирный, не стремящийся к разрушению, а стремящийся скорее к труду и созиданию. Кроме того, для данной этногруппы позиция «русские» находится ближе к позиции «башкиры». То есть, башкиры воспринимают русских и их систему ценностей как сходную с системой ценностей их собственного народа, с которым они стремятся сблизиться.

Рассмотрение субъективных пространств межэтнических отношений, позволяет сказать, что башкиры склонны, на уровне установок, воспринимать свой народ как сходный с русским народом. Все это позволяет говорить о высоком этническом статусе русских в Республике Башкортостан. Также данный факт позволяет предварительно заметить, что эмоциональная окраска установок башкир по отношению к русским схожа с эмоциональной окраской установок по отношению к собственным этносам.  

Таким образом, проанализировав весь процесс исследования по  этнической идентичности у подростков в эпоху модернизации и глобализации, можно придти к такому выводу, что выраженность этнической идентичности современных подростков в поликультурной среде будет приближено к своей этнической группе, то есть башкир к башкирскому этносу, русских к русскому этносу. При этом интегративная модель взаимодействия этносов является наиболее эффективной в условиях поликультурности и полиэтничности.

      Однако, как показывают современные исследования, на сегодняшний день ситуация в регионе достаточно благоприятная и характеризуется толерантностью представителей различных народов региона друг к другу.

 

1.    Выскочил А.А., Лебедева Н.М. Эмпирическое исследование этнической идентичности и толерантности в республике Башкортостан / Толерантность: Вестник Уральского межрегионального института общественных наук / Под ред. М.Б.Хомякова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. – 146 с. – С.25-40.

2.         Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии.– 2006. – №2.


Статья опубликованаДуховно-нравственное воспитание как фактор формирования социально ценной личности: Материалы Международной научно-практической конференции //Под ред. Докт.пед.наук, проф. Ю.И.Юрички. – М.: БирГСПА, 2010. – 247с. – С.140-142.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (14.12.2010)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: