Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Сайфутдиярова Е.Ф. Роль близких взрослых, сверстников и сиблингов в становлении межличностных отношений дошкольников

РОЛЬ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ, СВЕРСТНИКОВ И СИБЛИНГОВ В СТАНОВЛЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ


Е.Ф.Сайфутдиярова – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Бирской государственной социально-педагогической академии

 

В дошкольном возрасте межличностные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками обуславливают развитие его познавательной, личностной и социальной сферы. В процессе социализации ребенок не только присваивает культурный опыт определенной общности, но и, выступая в качестве субъекта социальных отношений, стремится к определению своего статуса в нем, познает правила и нормы общения с окружающими, приобретает новые знания об окружающем мире.

А.Н.Веракса подчеркивает зависимость социума (в том числе и конкретных взрослых) как системы, обеспечивающей детское развитие. [1]. Большинство отечественных исследователей отводят именно взрослым основную роль в становлении личности дошкольника, однако отмечается и немаловажная роль сверстников (Е.О.Смирнова).

Цель нашего исследования состоит в изучении особенностей общения ребенка-дошкольника не только со взрослыми и сверстниками, но и с сиблингами. Мы предположили, что существуют различия во взаимоотношениях и степени привязанности дошкольников в зависимости от их половой принадлежности и порядка рождения в семье.

В нашем исследовании участвовали дети в возрасте 5 лет, посещающие детский сад в количестве 20 человек, из них 13 девочек и 7 мальчиков. В исследовании участвовали дети, являющиеся единственными в семье (7 человек), первые (5 человек) и вторые (8 человек) по порядку рождения дети в двухдетной семье.

Для достижения поставленной цели мы использовали методики «Разноцветные домики» (разработка Н.И.Ганошенко и  И.В.Тихомировой) [2], «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» [4] и «Шкала определения соперничества между детьми» [4]. С целью подтверждения гипотезы исследования мы использовали U-критерий (Манна-Уитни), позволяющий выявить различия между двумя выборками по уровню выраженности какого-либо признака; H-критерий (Крускула-Уоллиса) также предназначен для исследования различий по тем или иным показателям , но между двумя и более выборками исследования.

Рассмотрим результаты исследования половых различий во взаимоотношениях дошкольников с близкими и другими окружающими их людьми.

В ходе нашего исследования мы выявили что у детей дошкольного возраста ярко выражена степень привязанности к родителям в соответсвии с его половой принадлежностью: девочки более привязаны к матери (U=21,0; p<0.05), тогда как мальчики более нуждаются во взаимоотношениях с отцом (U=15,0; p<0.02). Данная тенденция подтверждается в теории З.Фрейда.

Во взаимоотношениях детей со сверстниками также прослеживается тенденция выбора представителей своего пола, что также отмечается исследованиями отечественных психологов (Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Т.А.Репина и др.). Так, по результатам методики «Разноцветные домики», девочки стараются расположить домики своих подруг на близком к себе расстоянии и раскрашивают их домики предпочитаемыми цветами (соответственно, U=16,5; p<0,02; U=13,5; p<0,01).  У мальчиков наблютается идентичная ситуация по отношению к друзьям мужского пола (соответственно, U=20,5; p<0,05; U=7,5; p<0,003). Следует отметить, что  они, в отличие от девочек, хотя и выбирают более одного друга, однако предпочтение в пространственном расположении и цветовой гамме выбираемого домика отдают второму по значимости партнеру по общению. Полагаем, что такие предпочтения у мальчиков связаны с преобладающим у них на данном возрастном этапе развития повышеннего уровня конкуренции: так как второй  по степени значимости друг, по их мнению, не представляет для них «угрозы» в плане лидерства в играх, их привлекательности для окружающих и т.п.

В плане интенсивности общения у дошкольников также наблюдаются однополые предпочтения: у мальчиков преобладают взаимные отношения с другом (U=17,5; p<0,03), а у девочек – с подругой (U=10,0; p<0,005), причем в обоих случаях  это второй по степени значимости друг или подруга.

В отношении к сиблингам, бабушке, дедушке и воспитателю у дошкольников не выявлены половые различия, однако у мальчиков наблюдается более выраженная привязанность к дедушке в сравнение с девочкой, тогда как привязанность к бабушке у детей обоего пола проявляется одинаково.

Не секрет, что для дошкольника значимыми лицами являются именно родители, требования которых они беспрекословно соблюдают. Данный факт также отмечается в работе А.Н.Вераксы. Кроме того, автор отмечает, что бабушки и дедушки выступают как более близкие взрослые  для ребенка в эмоциональном плане, заботящиеся о его безопасности, но требования которых ими выполняются в гораздо меньшей степени [1].  

Проанализируем результаты различий в межличностных отношениях дошкольников в зависимости от порядка их рождения в семье. В ходе нашего исследования мы рассматривали детей являющихся единственными, первыми и вторыми по рождению детей в семье.

Следует отметить, что первый по порядку рождения в семье ребенок дошкольного возраста в сравнении со вторым, испытывает потребность в близких отношениях со своей сестрой: он более привязан к ней (H=7,71; p<0,02), в своих рисунках (методика «Разноцветные домики»)  располагает ее домик ближе к своему (H=8,44; p<0,02), раскрашивает его наиболее предпочитаемыми цветами (H=7,58; p<0,02),  нуждается в более интенсивном с ней общении (H=8,44; p<0,02). Такая потребность ребенка-первенца дошкольного возраста, возможно обусловлена его стремлением  через контакты с более младшим ребенком получить внимание и любовь родителей, а также показать окружающим степень своей самостоятельности, «взрослости» и заслужить в глазах других людей более высокое статусное положение. Единственный ребенок в семье, наоборот, испытывает недостаток во взаимоотношениях со сверстниками и поэтому проявляет более выраженный интерес как к своему другу, так и воспитателю. По результатам методики «Разноцветные домики» единственный ребенок в семье, в сравнении с дошкольником-первенцем и вторым по порядку рождения в семье ребенком, стремится как можно более приблизить к себе друга в пространственном отношении (H=9,72; p<0,008), также раскрашивает его домик наиболее привлекательными для него цветами (H=9,2; p<0,01) и стремится к взаимным интенсивным контактам с ним (H=10,24; p<0,006). С четырехлетнего возраста, как отмечает Е.О.Смирнова, предпочтение и привлекательность сверстника в качестве партнера по общению,  приобретает сильную эмоциональную насыщенность [3].

Однако немаловажную роль в жизни ребенка начинает приобретать и посторонний взрослый – воспитатель детского сада. Так, в ходе нашего исследования нами выявлено, что своего воспитателя дети, являющиеся единственными в семье, также старается как можно больше приблизить к себе (H=5,93; p<0,05), что с нашей точки зрения обусловлено желанием ребенка получить в «собственность» внимание еще одного взрослого, т.к. в семье он постоянно находится в поле зрения своих близких.

По отношению к близким родственникам – маме, папе, бабушке, дедушке – различия между дошкольниками не выявлены, т.е. все дети данного возраста вне зависимости от порядка и количества детей в семье испытывают одинаковую привязанность, нуждаются в их внимании, понимании их проблем и сопереживании.

Таким образом, дети дошкольного возраста испытывают большую привязанность и потребность в общении с родителями и сверстниками  соответствуещего им пола, однако немаловажную роль в их жизни играют сиблинги. Так, старшим в семье детям характерна  привязанность по отношению к младшему, что, возможно, обусловлено возложенной на них родителями роли опекуна, а также стремлением старшего сиблинга через опеку над младшим в семье ребенком получить внимание и поддержку со стороны их родителей.

Список литературы

1.              Веракса  А. Н.  Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 4 / Под ред. М. Ю. Кондратьева. Часть II. М.: МГППУ, 2006. — 96 с.– С.4-19.

2.              Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» (для выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах) // Психологическая диагностика. – 2005. – №2. – С.57-64.

3.              Смирнова Е.О. Общение дошкольника со сверстниками [электронный ресурс]. – Режим доступа. –   http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml.

4.              Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В.Б.Шапарь. – Ростов на/ Д.: Феникс, 2006. – 432 с. (Психологический факультет).


Данные для ссылки: Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст] : материалы всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-27 мая 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. – Екатеринбург, 2010. – 260 с.- С.200-204

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (14.12.2010)
Просмотров: 2724 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: