Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Сайфутдиярова Е.Ф. Сравнительный анализ степени выраженности показателей индивидуаль-ных свойств старшеклассников различных этнических групп

Сравнительный анализ степени выраженности показателей индивидуальных свойств старшеклассников различных этнических групп с высоким и низким уровнем учебно-познавательной активности.

Источник: Развитие человека в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - 304. - С.190-194.

 

В современных психологических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы активности: изучаются вопросы умственной, творческой, познавательной и интеллектуальной активности, их структура и динамика (А.М.Матюшкин, М.И.Лисина., Д.Б.Богоявленская., О.К.Тихомиров). Отдельные работы посвящены изучению активности человека со стороны динамических проявлений и их нейрофизиологических предпосылок (М.В. Бодунов, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтес, В.Д. Мозговой, В.М.Русалов и др ).

В.П.Одинцова  в своей работе  исходит из того, что личность становится субъектом деятельности благодаря активности. Определяя активность как относительно устойчивое свойство личности, изменяющееся в течение всей жизни, автор считает необходимым ее изучение в процессе учебной деятельности, поскольку она  в значительной мере может быть развита в учебном процессе [8, с.34].

В рамках кросскультурной психологии в свою очередь также появилось множество различных направлений, в центре внимания которых становится «…проблема изучения развития, …связи между культурой и познанием. Вопрос о влиянии обучения на развитие оказался в центре внимания ученых благодаря предполагаемой связи образования с экономическим, а также когнитивным развитием» [11, с.28].

Целью нашей работы является изучение различий в степени выраженности показателей индивидуальных свойств у старшеклассников  исследуемых этногруппах (башкиры, мари, русские) с высоким и низким уровнем учебно-познавательной активности.

Для решении поставленной цели мы использовали опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), разработанный В.М.Русаловым, с помощью которого изучались свойства темперамента (эргичность, пластичность, скорость и  эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах) [9]. Изучение показателей учебно-познавательной активности осуществлялось с помощью методик изучения эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д.Андреевой и опросника учебной активности школьника разработанный А.А.Волочковым [2].

В исследовании принимали участие 199 учащихся 10-11 классов (15-17 лет) из них 63 представителя башкирского этноса, 71 – марийского и 65 – русского.

Выявление различий между исследуемыми выборками испытуемых осуществлялось с помощью U-критерия (Манна-Уитни) в три этапа:

1) сравнительный анализ внутри каждой этногруппы между учащимися с высоким и низким уровнем учебно-познавательной активности;

2) сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с высоким уровнем учебно-познавательной активности;

3) сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с низким уровнем учебно-познавательной активности.

Независимо от этнической принадлежности  низкоактивные учащиеся проявляют низкое стремление к познанию не только в ходе учебной деятельности, но и во всех сферах жизнедеятельности, что объясняется характерной для них низкой скоростью умственных процессов, нежелание проявлять активность и низкой способностью к адаптации во всех сферах деятельности.

В башкирской этногруппе между низкоактивными и высокоактивными учащимися преобладают различия по показателям учебно-познавательной активности. Низкоактивные учащиеся рассматриваемой этногруппы в сравнении с высокоактивными проявляют слабую готовность к осуществлению учебной деятельности (U=356,5; p<0.056), что объясняется характерной для них низкой учебной мотивацией, а низкий уровень динамики учебной активности (U=330,5; p<0.023) объясняется нежеланием и, возможно, неумением проявлять творчество в учебной деятельности.

В марийской этногруппе между низкоактивными и высокоактивными учащимися выявлены различия как по психодинамическим свойствам (которые, являются общими у испытуемых всех исследуемых этногрупп), так и по показателям учебно-познавательной активности. Низкоактивным старшеклассникам  в сравнении с высокоактивными характерна низкая тревожность в ходе учебной деятельности (U=441,5; p<0.043), низкая активность в регуляции учебной деятельности (U=417; p<0.021), что объясняется неумением сохранять стабильность учебной активности и деятельности в ситуации неудачи.

В русской этногруппе между низкоактивными и высокоактивными учащимися преобладают различия по психодинамическим показателям. Низкоактивные старшеклассники рассматриваемой этногруппы отличаются повышенной склонностью к монотонной физической деятельности (U=341; p<0.015), низкой скоростью двигательных операций (U=346,5; p<0.018), стремлением к поддержанию однообразных контактов (U=368,5; p<0.039), что также обусловлено их речевой заторможенностью.

Сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с высоким уровнем учебно-познавательной активности позволил выявить наибольшее количество значимых различий между высокоактивными учащимися башкирской и марийской этногрупп по показателям учебно-познавательной активности. Значения учебно-познавательной активности (U=484; p<0.036), способности контролировать свои действия при неудаче (U=480,5; p<0.032), регулятивного компонента учебной активности (U=487,5; p<0.039) и направленности на получение знаний (U=459,5; p<0.017) были выше у высокоактивных учащихся марийской этногруппы, чем у высокоактивных представителей башкирской этногруппы. Значения учебно-познавательной активности (U=469,5; p<0.009) и интеллектуальной эргичности (U=5256,5; p<0.045) выше у высокоактивных учащихся марийской, чем русской  этногруппы, тогда как по показателю коммуникативной активности (U=538,5; p<0.061) значения выше у высокоактивных учащихся русской, чем марийской этногруппы. То есть учащиеся марийской этногруппы  с высоким уровнем учебно-познавательной активности больше стремятся к познанию в ходе учебной деятельности, чем высокоактивные старшеклассники русской и башкирской этногрупп,  что обусловлено стремлением первых к высоким достижениям в интеллектуальной деятельности, однако они более «экономны» в коммуникативной активности.

Между высокоактивными учащимися башкирской и русской этногрупп значимые различия не выявлены.

Сравнительный анализ учащихся исследуемых этногрупп с низким уровнем учебно-познавательной активности позволил выявить наибольшее количество различий между низкоактивными учащимися русской и марийской этногрупп: значения показателей психодинамических свойств (интеллектуальной пластичности (U=277,5; p<0.01) и эмоциональности (U=297; p<0.023), интегральным показателям психомоторной (U=308,5; p<0.036) и интеллектуальной (U=296,5; p<0.022) активности, а также общей (U=315,5; p<0.046) и учебной (U=171; p<0.001) познавательной активности выше у низкоактивных учащихся марийской, чем у старшеклассников русской этногруппы. Между низкоактивными учащимися башкирской и русской этногрупп обнаружены сходные с предыдущими сравниваемыми группами (низкоактивными учащимися русской и марийской этногрупп) различия по показателям интеллектуальной пластичности (U=289; p<0.016) и активности (U=306,5; p<0.033), а также учебно-познавательной активности (U=316,5; p<0.048), значения которых выше у первых, чем у вторых. Значения учебно-познавательной активности (U=275; p<0.009) и направленности на приобретение знаний (U=229,5; p<0.001) выше у низкоактивных учащихся марийской, чем у старшеклассников башкирской этногруппы.

Итак, низкоактивные учащиеся марийской этногруппы в сравнении с низкоактивными старшеклассниками башкирской и русской этногрупп отличаются сравнительно более высоким стремлением к познанию в ходе учебной деятельности, проявляют большую гибкость мышления и относительно более высокой активностью в интеллектуальной сфере; в сравнении с учащимися русской этногруппы они более чувствительны по отношению к своим неудачам в интеллектуальной сфере, отличаются большей активностью в предметной деятельности; в сравнении с учащимися башкирской этногруппы – больше направлены на приобретение знаний в ходе учебной деятельности. Наименьшее стремление к познанию в учебной деятельности и интеллектуальная пассивность характерна для низкоактивных учащихся русской этногруппы.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены как общие, так и уникальные различия между высокоактивными и низкоактивными учащимися исследуемых этногрупп по степени выраженности показателей учебно-познавательной активности и психодинамических свойств.

Полагаем, что результаты нашего исследования  позволят учителям общеобразовательных школ лучше понять индивидуальные особенности учащихся с высоким и низким стремлением к познанию в ходе учебной деятельности, а также учесть уникальные проявления  представителей различных этногрупп, которые, так или иначе, сказываются на их учебной активности, а значит и успеваемости.  

  Используемая литература

Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (15.01.2011)
Просмотров: 1508 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: