Персональный сайт Сайфутдияровой Елены Фаварисовны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Сайфутдиярова Е.Ф. Межэтническое восприятие детей (Методические рекомендации)

Сайфутдиярова Е.Ф. Межэтническое восприятие детей: Методические рекомендации / Е.Ф.Сайфутдиярова. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2011. - 54 с./ ISBN 978-5-86607-427-3

Рецензенты: Л.Ф.Баянова - доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета;

О.В.Фролова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бирской государственной социально-педагогической академии                        

     В пособии представлены результаты теоретического и эмпирического исследования межэтнического восприятия детей дошкольного возраста. В теоретической части осуществлен анализ понятий «социальная перцепция», «межэтническое восприятие», рассмотрены механизмы и этапы формирования межэтнического восприятия. В практической части пособия предлагается авторская методика исследования восприятия детьми своей и других этногрупп и результаты ее апробации.. Пособие адресовано студентам психологических факультетов и аспирантам, занимающимся этнопсихологическими проблемами межэтнических отношений.  Предложенные методики могут быть использованы в целях научных исследований и на практических занятиях по курсу «Этнопсихология».    

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………... 4

Проблема перцепции в социальной психологии………..………………… 6

Межэтническое восприятие в научном знании…………………………… 10

Характеристика методик исследования перцептивной стороны общения………………………………………………………………………   15

Возрастные особенности межэтнического восприятия…………………... 18

Методика исследования межэтнического восприятия детей ………….... 22

Результаты апробации методик исследования  …………………………... 28

Заключение………………………………………………………………….. 39

Литература…………………………………………………………………… 42

Приложения…………………………………………………………………. 47

Методика исследования межэтнического восприятия детей  

    Методика предназначена для исследования восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста своей и других этнических групп на материале иллюстраций к народным сказкам. Диагностический материал к методике представлен набором иллюстраций к различным народным сказкам. Иллюстрации подбирались с учетом изображения на них мужчин и женщин с ярко выраженными антропологическими признаками, в национальных костюмах, в близкой для этого народа бытовой среде, соответствующей представителям того или иного этноса. Исследование проводится в индивидуальной форме.  

I.        На первом этапе диагностического исследования ребенку предлагается ответить на ряд вопросов с целью создания благоприятной диагностической обстановки и получения некоторых сведений о ребенке, его знаниях о своей и других этнических группах.

II.     Во второй части методике проводится обследование восприятия детьми представителей своей и других этногрупп на материале иллюстраций к народным сказкам по ряду предлагаемых вопросов.

     Обработка результатов

     I часть методики позволяет оценить уровень развития этнокультурной осведомленности ребенка. Вторая часть методики через интерпретацию ребенком иллюстраций к народным сказкам предназначена на выявление таких показателей, как аффективный и когнитивный компонент межэтнического восприятия.  

    Таким образом, по результатам проведенной методики исследуется три показателя: этнокультурная осведомленность ребенка – первая часть методики; аффективный и когнитивный компоненты межэтнического восприятия – вторая часть методики.  

    По результатам нашего исследования предлагаемая методика является надежной и может использоваться в научных целях изучения межэтнического восприятия детей. В пособии описаны результаты апробации методики. Приводится качественный и количественный (статистический) анализ результатов исследования.  

    В пособии также предлагается адаптация методики Эдварда Т.Холла «шкала CIDS» (The Comfortable Interpersonal Distance Scale). В нашем случае мы предлагаем использовать ее для выявления отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста к представителям своей и другой этногруппы с учетом их половой принадлежности и возраста.    

ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОСОБИЯ МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ К АВТОРУ ПО АДРЕСУ: saifi@inbox.ru   


Категория: Мои статьи | Добавил: Ленок (03.11.2011)
Просмотров: 1550 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Наталья  
0
Уважаемая Елена Фаварисовна! Мне очень нужна (с научной целью) Ваша книга "Межэтническое восприятие детей: Методические рекомендации". Подскажите, пожалуйста, как я могу её приобрести (электронный вариант). Спасибо. Наталия Бабий

Имя *:
Email *:
Код *: